Критики говорят о художнике Чеме Мадоза не только как о фотографе-эстете, но и как о философе. Каждая работа Мадоза предлагает зрителю загадку об устройстве мира и символический ключик к ее разгадке.
Черно-белые, графичные, искусно выстроенные снимки затягивают смотрящего в альтернативную действительность, где самый обычный предмет приобретает иной, гораздо более глубокий смысл.
Фотография перестает быть отпечатком реальности. Она сама становится реальностью. Наши корреспонденты в Санкт-Петербурге, Алиса Никитенко и Никита Шубный, побывали в музее современного искусства «Эрарта» на открытии выставки фотохудожника и пообщались с куратором проекта Борха Касани.Название «Фотоманипуляции» как нельзя лучше отражает содержание экспозиции. В каждом снимке сознание должно найти зашифрованный смысл. Каждый предмет на фото символичен: скрипичный ключ из нитки, паутина речи или слово the end на дне стакана.
Монохромность фотографии обусловлена не только визуально-эстетическими предпочтениями автора. Борха Касани объясняет, что черно-белая гамма помогает отбросить всё ненужное и оставить саму суть.
«Мир не такой, каким кажется» — сказал художник Фернандо Кастро после просмотра работ Чемы. Абсолютно невероятные портреты самых обычных предметов уводят зрителя далеко за грань привычного восприятия вещей. Лишенные бытового антуража стул, лампа, аквариум или ваза становятся знаками альтернативной смысловой системы, в которую зритель постепенно погружается. При этом, глядя на самые простые предметы, он считывает иронию, сожаление, размышление о времени, людях, природе.
Борха Касани отметил, что работы Мадоза характеризуются тремя основными аспектами.
Во-первых, это элегантность. Само слово происходит из латинского языка и означает «выбирать правильно». Элегантен тот человек, который правильно выбирает. И Чема Мадоз ищет вокруг себя интересные объекты, которыми он впоследствии манипулирует. Каждый предмет существует в трёх измерениях и является структурным, и Мадоз использует фотоаппарат, чтобы достичь этого эффекта трёх измерений.Второй очень важный аспект – это натуральность. Все фотографии сделаны при естественном освещении и без каких-либо уловок.
И последнее – это пластическое разрешение снимков. Он достигает его, как хирург во время операции– с необычайной тонкостью. Он был удостоен национальной премии по фотографии в Испании. Учитывая, что Чема со своими выставками объехал весь мир, можно сказать, что он обладает универсальным языком, который помогает нам легче понимать искусство.
Чтобы раскрыть пару секретов работ Мадоза, мы поговорили лично с господином Борхой Касани.
Скажите, как Чеме удаётся достигнуть таких невероятных сюжетов без какой-либо обработки своих работ?
— Он манипулирует предметами, когда готовит их к съёмке. А сама съёмка – это натуральный процесс. В его объективе ровно то, что он создал. Он стремится передать портрет идеи.
Не откроете секрет одной из фотографий? На снимке изображён стакан, наполовину заполненный водой, но вода там не параллельно поверхности, хотя стакан стоит ровно. Как так вышло?
— (Смеётся). В этом и кроется уникальность работ Мадоза! Но я расскажу. Просто есть специальный бесцветный пластиковый кружочек, который помещается в стакан и помогает удерживать воду под нужным углом наклона.
Ах вот оно что! Идея уникальная, бесспорно. Получается все работы – это своеобразная постановка?
— Безусловно. Мадоз играет предметами, чтобы донести их символичность до «читателя» новых смыслов.
Кстати, я заметила, что на многих картинах фотграф использует элементы речи: буквы, тексты. Почему?
— Дело в том, что он тесно связан с поэзией, литературой – всё это его вдохновляет.
А то, что все работы называются «Без названия» тоже имеет свой смысл?
— Да, конечно. Это сделано специально, потому что название изменяется от видения этой работы разными людьми. Это субъективная интерпретация каждого из нас. Сюрреализм даёт свободу воображению, совсем ни к чему навязывать какой-то определенный смысл эмоциям и мыслям, которые возникают у нас от увиденного.
Борха, спасибо вам большое! Абсолютно потрясающая выставка и мы очень рады, что вы к нам приехали!
— Muchas gracias!
Текст: Алиса Никитенко
Фото: Никита Шубный