Для чего нужно творчество и искусство? И что нам всё это дает? Наверное, каждый за свою жизнь задумывался над этими вопросами. Мы попросили клинического психолога, когнитивного психотерапевта, блогера Наилю Ерусланову поразмышлять на эту тему.
Для начала мне бы хотелось немного рассказать, о том, какое же значение в целом несут эти два понятия.
Ведь многие люди ставят знак равенства между ними, что не совсем верно.Искусство – это некий процесс или результат выражения внутреннего или внешнего мира автора именно в художественных образах. Понятно, что искусство подразумевает под собой какие-то продукты творческой деятельности, которые несут в себе, к тому же, эстетические смысл – это музыка, это картины, это скульптуры, это художественная литература, танцы, кино и так далее. Искусство всегда связано с творчеством.
Творчество – понятие более широкое, подразумевающее под собой создание чего-то нового. Оно нас окружает всюду, даже в быту. Например, делая каждый день прическу, мы можем придумать массу новых решений, когда мы готовим еду для семьи, то так же можем внести в старые известные всем рецепты что-то своё. Так же и на работе мы часто прибегаем к творческому решению задач. Что бы мы не делали в жизни, даже, если это никак не связано с искусством, мы всегда можем внести туда что-то новое – это и есть творчество. И именно за счет творческого подхода были совершенны величайшие научные открытия.
Я думаю, что значение творчества тут вполне становится очевидным. Именно его можно назвать двигателем прогресса, во-первых, если говорить о его значении в целом для человечества.
А, во-вторых, если говорить о его значении конкретно для отдельно взятого человека, то оно позволяет ему реализовывать свой потенциал, делает его жизнь ярче, интереснее, помогает решать сложные задачи, возникшие на жизненном пути, и самое главное – творческий подход заставляет наш мозг работать активнее, задействует разные его области, и таким образом тренирует. К тому же, творческий человек, вынужден всякий раз изучать что-то новое, ведь именно на стыке многообразия знаний и опыта и рождается новая идея, что так же оказывает немаловажное влияние на когнитивный потенциал человека. У людей же, чья жизнь лишена творческого подхода в чем бы то ни было, существует огромный риск слишком рано столкнуться с возрастными когнитивными нарушениями.Каково же значение искусства? В первую очередь хочу подчеркнуть его историческое и культурное значение. Всем очевидно, что автор – например, художник или писатель через свою деятельность рассказывает нам об особенностях той эпохи, в которой пребывает, передает её культуру или же формирует эту культуру сам посредством своей деятельности. В искусстве отражаются какие-то социальные явления, какие-то традиции и так далее. Но на этих аспектах я не буду заострять внимание, поскольку мне, будучи психологом куда, интереснее рассказать о психологическом и психотерапевтическом значении искусства.
Так, например, в работе художника или писателя мы можем углядеть личный опыт его взаимодействия со средой, что в психологическом контексте может помочь нам взглянуть на какую-то собственную проблему под другим углом и разрешить её. В какой-то мере знакомство с душой другого человека посредством искусства может даже помочь нам понять, что могут чувствовать другие окружающие нас люди, и, в результате этого, мы можем поменять своё поведение по отношению к этим людям. То есть психотерапевтический эффект тут колоссален.
К тому, же, что очень важно, у каждого из нас существует как эксплицитное знание (осознанное), так и имплицитное (неосознаваемое нами), и очень часто продукт творческой деятельности рождается именно на основе имплицитных интуитивных знаний, что позволяет автору работы помочь не только читателю или, например, ценителю изобразительного искусства взглянуть иначе на окружающую действительность, но и переосознать и решить собственные проблемы.
Например, гениальный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, будучи человеком крайне невротичным, мог в виде метафоры передать в своих сказках и переживания, свойственные себе и большинству людей и то или иное разрешение этих переживаний, что помогало и ему самому справляться со своими психологическими проблемами, переживать их. Именно поэтому я в своей психологической практике часто прошу своих клиентов придумать сказку о человеке с проблемами, похожими на их проблемы, который вдруг продуктивно решает сложившуюся ситуацию – такой подход, сопряженный с искусством, помогает моим клиентам иначе взглянуть на действительность.
Порой люди на осознанном уровне не видят решений своих психологических проблем, и, более того, часто даже не желают видеть, и лишь воздействуя на их бессознательное можно помочь им найти выход. В таких случаях и работает метафора, в таких случаях и работает литературное искусство – сказки, притчи и т.д.
Рисование, танцы, работа, например, с полимерной глиной и т.д. – всё это помогает человеку оставаться сосредоточенным на деятельности здесь и сейчас, полностью погрузиться в творческий процесс, перестать думать о прошлых или будущих проблемах и почувствовать удовольствие от настоящего. То есть, такая творческая деятельность нам помогает ещё и справляться с тревогой и стрессом. В продукт творческой деятельность мы можем выплеснуть какие-то своих страхи, негативные переживания, что поможет нам почувствовать себя лучше или же, напротив, – в ней мы можем выразить свою радость и счастье, таким образом, закрепив эти позитивные моменты.
Ну, и, в конце концов, искусство приносит эстетическое удовольствие и наслаждение. Таковы значения творчества и искусства в нашей жизни.
Делюсь я со всем этим не просто так – искусство и творчество для меня играют очень большую роль. Ведь я и сама пишу сказки и стихи (вы можете их прочитать тут), и не так давно я занялась изобразительным искусством. Читайте мои сказки подписывайтесь на меня – я буду очень вам рада!
Иллюстрации: Eiko Ojala