TNR беседует с петербургским художником Константином Брилевским, «богом мемов», как он в шутку сам себя называет. Год назад Брилевский сделал паблик «Свободный от забот». Его персонаж – оранжевый ленивец с девизом «Работа? Лол, спасибо, не надо». Нева Room расспросила иллюстратора: как создать классный мем, который разлетится по всему Интернету?
– Ты же работал раньше в дизайне, правильно? -Я не знал, кем хочу быть. Начал с графического дизайна, у меня получалось, я на это жил. Меня просили и дизайн интерьера делать, я один раз брался за это – умел, потому что на архитектора учился. Однажды попросили сделать сайт, научился этому в процессе. Раза три так сделал, собрал портфолио по веб-дизайну, меня взяли в студию. В студии я не прошёл испытательный срок: «Чувак, ты вообще не шаришь в интерфейсах. Долго возишься с графикой». А я реально мог целый день заниматься иконками и считал: то, как они будут выглядеть, это визуально самое важное.
Мой арт-директор это увидел и сказал: «Слушай, а не попробовать ли тебе в иллюстрации?»
Естественно, я задумывался об этом раньше, но я не считал иллюстрацию чем-то серьёзным. Для меня иллюстрация была чем-то в книжках.
– Если не в книжках, то где иллюстрацию можно встретить? – Комиксы, анимация, реклама. Разные бренды периодически хотят в своих билбордах, брошюрах использовать то, что нельзя сфотографировать, какие-то фантастические сюжеты. Ну и стикеры – то, чем я занимаюсь (Брилевский рисует официальные наборы стикеров для Telegram — прим. редакции).
Иллюстрация – это текст, который подан в визуальной форме
– Когда ты начал заниматься иллюстрацией?
– Полтора года назад.– И одновременно с этим ты стал делать «Свободного от забот»? – Не совсем сразу. Я сначала рисовал какие-то мегасложные штуки. Сделал одну иллюстрацию, где картина из эпохи Возрождения – «Дама с горностаем» – и там вместо дамы и горностая два робота. Это было рассуждение о совмещении старого и нового.
Хотел сделать три таких иллюстрации – сделал только одну. Рисовал её целый месяц. И понял, что устал, мне надо делать что-то простое.
– И куда ты её выкладывал, кому показывал? – Никому. (Улыбается.) Я сказал, что пока я не дорисую три, я не покажу. В итоге уже прошёл год.
– И ты пришёл к тому, что линия, линия – хоп, картинка готова? – Да.
– Ещё ты сидел на «Десигне»… – «Десигн» (паблик ВКонтакте – прим. редакции) особенный тем, что там очень активная аудитория. Чаще всего комментарии смешнее, чем сами посты. И этим паблик уникален: ты туда заходишь, чтобы почитать комментарии.
Я тоже там печатал эти комментарии, они набирали двести-триста лайков, и я такой: «Ничего себе, то есть я шарю»
Меня воодушевило, что я в юморе немножко разбираюсь. Я всего этого у них понабрался: шутки про фрилансеров, что они везде опаздывают, просирают дедлайны. Сложилось как мозаика – образ ленивца, шутки, собственные размышления о жизни.
Придумал персонажа, нарисовал около 30 картинок – дал рекламу на «Десигне». Через месяц сделал стикеры с ленивцем, снова дал рекламу. Сейчас уже где-то двести тысяч скачиванийЯ придумал ленивца абсолютно случайно
– А как ты придумал ленивца? – Подруга посоветовала: «Придумай кота или ленивца». Я решил, котов уже много, а ленивцев ещё нет.
– Так, ты нарисовал, потом дал рекламу, пошли первые подписчики… – Я просто понял, что мой проект интересен людям, значит, нужно им дальше заниматься.
– То есть сначала всё было по фану, да? А потом во что трансформировалась цель? – Я уже тогда понимал, что в дальнейшем надо будет мерч делать, что-то рисовать вживую. Не совсем, наверное, по фану. Я не знал, получится или не получится. Но я это сделал. И я не ориентировался ни на кого, делал от души всё.
Изначально у меня была цель. Я хотел быть иллюстратором, но не знал, где взять заказчика. Допустим, ты на Behance выложишь какие-то свои проекты, но они никому не будут интересны. Я выкладывал до этого хорошие проекты по дизайну, они набирали там 10-30 лайков.Я думал, накручу какую-то популярность, меня заметят и начнут делать заказы по иллюстрации. В принципе, у меня это получилось. Но теперь я чаще всего не хочу рисовать на заказ.
Сейчас я уже более уверенно чувствую свою тему. Когда появляются инфоповоды, я сразу знаю, как это обыграть правильно – чтобы это было о лени. Появились коллаборации: мы сделали маску, пиво, сейчас футболки делаю. Начинаю постепенно «Свободного от забот» из интернет-пространства вытягивать в реальный мир.
Хочешь отдохнуть — ну так сделай это!
Коллаборация с пивоварней @happy_brew_spb: два сорта пива с дизайном этикеток от «Свободного от забот» American Pale Ale «Неохота» и Бланш «Ленивый мельник». ? Оба сорта уже готовы и доступны в барах Петербурга. Найти пиво в бутылках можно в барах: Пивной Ларёк и Пивной островок А также розлив в барах: Chalet Alpaca, Kwakinn, Route 66, Пивная лавка (Кузнецова 12/1) За новостями следи на странице пивоварни Фото: @kuvshinov.photo
– Остальные проекты, которые возникают, – например, стикеры в телеграм – это другое. Ты всегда это разделяешь, да? – Да. Это совсем другая деятельность. Я её не соединяю со «Свободным от забот».
«Свободный от забот» – это чисто мой проект. Я – это Брилевский
– Почему стикеры тебе интересны? – Потому что Telegram – это очень крутая работа, плюс мне там платят. Всё-таки на своём проекте я пока не зарабатываю. Пытаюсь, но толком ещё ничего не заработал.
– А как они на тебя вышли? – А я написал арт-директору Telegram. Он был администратором паблика Telegram Best Stickers. Я им написал: «Ребят, у меня есть стикеры свои, не могли бы вы об этом рассказать?» И арт-директору понравилось то, что я сделал с ленивцем. Он у меня спросил, не хотел бы я для них порисовать.
– Ты сейчас себя как кого позиционируешь? Как художника, как иллюстратора, как автора историй каких-то, может быть? – Как художника. Я на самом деле сейчас не решил ещё. У меня есть два пути, которые я для себя выбрал, и пока ещё не определился, по какому из них пойду.
Я могу работать примерно как Кит Харринг – это художник XX века, он рисовал линейных человечков. У него в работах есть и социальные темы. Он писал картины, делал росписи – расписывал кроссовки, коллаборация с Reebok. Это всё в XX веке. Самое интересное, что сейчас эти же вещи делают современные художники, например, Покрас (каллиграф Покрас Лампас – прим. TNR).
– Если это перекладывать на твою реальность… – Да, я могу точно также рисовать своих ленивцев: на холстах, делать росписи, какие-то паттерны из ленивцев. И позиционировать это как высокое искусство. А могу сделать что-то типа… Есть такие бренды: RIPNDIP, Bape. Я недавно узнал о них и очень вдохновился.
Bape – популярная, кстати, штука. Сейчас у них всё уже изменилось, но изначально они нарисовали обезьянку и на всей своей одежде её тиражировали. Она стала популярна. А персонаж RIPNDIP – это кот, который показывает фак.
Можно просто пойти похожим путём.
– Как ты понимаешь, что такое мемы? Что нужно для того, чтобы мем стал классным и разлетелся? – Мой персонаж по своему содержанию – это визуальный образ в виде оранжевого ленивца и идея в виде шуток про лень. Это две составляющие. Шутками про лень я развлекаю свою аудиторию. Если бы шутки были несмешными, все бы отписались. А визуальный образ – это то, что делает твоего персонажа узнаваемым. И любой мем – это тоже картинка, к которой привязана идея.
Согласно этому можно придумать сотни таких персонажей. Берём грусть, алчность, ум/тупость, стеснение/дерзость, вообще любые качества, которые нам присущи. К этому придумываем визуальный образ какого-то персонажа, который выглядит клёво. И всё – у нас получается идея для арта.Я создаю идеи, рассуждаю на социальные темы. Художник – это тот, кто создаёт концепты, показывает, как можно что-то менять.
Текст, фото: Оксана Соловьёва Иллюстрации: Константин Брилевский